Промежуточный и задний мост полноприводных а/м КамАЗ

Картеры промежуточного и заднего мостов полноприводных автомобилей КамАЗ сварены из стальных штампованных балок с приваренными к ним крышками картеров. Картеры имеют фланцы для крепления главных передач, концевые фланцы для крепления суппортов тормозных механизмов и цапф ступиц колес, рычаги для крепления реактивных штанг и опоры рессор (Рис. 438).

Рис. 438 Задний мост КамАЗ: 1 - картер заднего моста; 2 - камера тормозная; 3 - цапфа левая; 4 - клапан со штуцером; 5 - главная передача; 6 - ступица с тормозным барабаном; 7 - гайка подшипников; 8 - кран запора воздуха; 9 - опора рессоры; 10 - тормоз задний левый; 11 - дифференциал; 15 - прокладка полуоси; 16 - направляющая полуоси; 17 - прокладка картера редуктора; 18 - полуось правая; 19 - полуось левая; 20 - втулка разжимная; 22 - шайба замковая; 23 - контргайка; 25 - кольцо; 26 - прокладка; 36 - подшипник 7518 АК1 роликовый конический однорядный; 37 - подшипник 2007118А роликовый конический однорядный; 51 - предохранительный клапан; 52, 53 - манжета; 54 - пробка контрольного отверстия; 60 - пробка магнитная сливного отверстияГлавные передачи промежуточного и заднего мостов в основном унифицированы. Главная передача промежуточного моста отличается от главной передачи заднего моста первичным валом, ведущим коническим зубчатым колесом, упорной шайбой и фланцем первичного вала, который аналогичен фланцу, установленному на зубчатом колесе привода промежуточного и заднего мостов раздаточной коробки.

Для повышения проходимости автомобиля в условиях бездорожья задний и промежуточный мосты снабжены механизмами блокировки межколесного дифференциала, установленными в картерах мостов.

Привод управления блокировкой межколесного дифференциала - электропневматический, включение которого производится нажатием клавиши на панели приборов. О включении блокировки свидетельствует сигнализатор, встроенный в клавишу переключателя.

Главная передача мостов двухступенчатая. Первая ступень состоит из пары конических зубчатых колес со спиральными зубьями, вторая ступень - из пары цилиндрических косозу-бых зубчатых колес.

Ведущее коническое зубчатое колесо 37 (Рис. 439) главной передачи заднего моста установлено на шлицах первичного вала 38. Ведомое коническое зубчатое колесо 3 напрессовано на зубчатое колесо 5 с прямоугольной шпонкой 4. К ведомому цилиндрическому зубчатому колесу 23 болтами 22 прикреплены чашки 17 межколесного дифференциала.

В чашках расположены два конических полуосевых зубчатых колеса 21, которые находятся в зацеплении с четырьмя сателлитами 18, установленными на шипах крестовины 20 дифференциала. В сателлитах запрессованы бронзовые втулки 25. Под торцы полуосевых зубчатых колес и сателлиты подложены опорные шайбы 19 и 24. В шлицевые отверстия конических зубчатых колес входят шлицы полуосей, фланцы которых прикреплены к ступицам колес шпильками и гайками.

Рис. 439 Главная передача заднего и промежуточного мостов: 1 - картер главной передачи; 2 заливная пробка; 3 - ведомое коническое зубчатое колесо; 4 - шпонка; 5 -ведущее цилиндрическое зубчатое колесо; 6, 9, 16, 34, 36 - конические роликовые подшипники; 7, 32 -стаканы подшипников; 8 - крышка подшипника; 10, 19, 24, 47, 54 - опорные шайбы; 11, 49, 51 - гайки; 12, 35 - регулировочные шайбы; 13, 33 - регулировочные прокладки; 14, 31, 39 - прокладки уплотнительные; 15 - гайка регулировочная; 17 - чашка дифференциала; 18 - сателлит; 20 - крестовина; 21 - полуосевое зубчатое колесо; 22 - болт крепления чашек дифференциала; 23 - ведомое цилиндрическое зубчатое колесо; 25 - втулка сателлитов; 26, 40, 53 - подшипники роликовые цилиндрические; 27, 50, 56 - фланцы; 28 -отражатель; 29 - манжета; 30, 41 - крышка; 37 - ведущее коническое зубчатое колесо; 38, 55 - первичные валы; 42, 48 - шайбы; 43 - крышка подшипника дифференциала; 44 - стопор гайки подшипника дифференциала; 45 - болт крепления; 46 - втулка распорная; 52 - шплинт, а - задний мост; б - промежуточный мост. А, В, F - регулируемые размеры
 

Дифференциал в сборе с коническими подшипниками 16 вставлен в гнезда картера главной передачи. После установки дифференциала на наружные обоймы подшипника надеты крышки 43 и закреплены болтами 45.

Вал ведущего цилиндрического зубчатого колеса 5 размещен в двух конических роликовых подшипниках 6 и 9 и одном цилиндрическом 26, который расположен в гнезде картера главной передачи. Наружные обоймы подшипников установлены в стакане 7. Подшипниковый узел защищен от попадания грязи и пыли глухой крышкой 8 с прокладкой.

Предварительный натяг подшипников главных передач надо проводить после первых 100... 120 тыс.км пробега автомобиля. Для обеспечения предварительного натяга при наличии осевого перемещения ведущего конического зубчатого колеса нужно выполнить (при снятых главных передачах) следующие операции:

  • отсоединить межколесный и межосевой дифференциалы;
  • проверить осевое перемещение и уменьшить толщину пакета регулировочных шайб 12 на величину этого перемещения плюс 0,04...0,06 мм подбором из комплекта запасных частей (Таблица 63) двух шайб 12 такой толщины, чтобы сила проворачивания стакана 7 в подшипниках была равна 11,4...22,8 Н (1,14-2,28 кгс);
  • затянуть гайку крепления фланца ведущего конического зубчатого колеса с моментом затяжки 240...360 Нм (24...36 кгс-м);
  • измерить силу проворачивания стакана в подшипниках динамометром. При несоответствии силы проворачивания стакана указанной величине [11,4...22,8 Н (1,14...2,28 кгс)] регулировку надо повторить.

Измерять силу проворачивания нужно при непрерывном вращении стакана в одну сторону не менее, чем после пяти полных оборотов вала;

  • проверить осевое перемещение ведущего цилиндрического зубчатого колеса 5 в конических подшипниках 6, 9 и уменьшить толщину пакета регулировочных шайб 12 на величину этого перемещения плюс 0,03...0,05 мм подбором из комплекта запасных частей (Таблица 64) двух шайб 12 такой толщины, чтобы сила проворачивания стакана 7 в подшипниках была равна 14,3...50Н(1,43...5 кгс);
  • затянуть гайку 11 крепления подшипников ведущего цилиндрического зубчатого колеса с моментом затяжки 350...400 Н-м (35...40 кгс м);
    - измерить силу проворачивания стакана в подшипниках динамометром. При несоответствии силы проворачивания стакана указанной величине 14,3...50 Н (1,43...5 кгс) регулировку надо повторить. Силу проворачивания стакана нужно измерять при непрерывном вращении в одну сторону не менее чем после пяти полных оборотов вала;
  • проверить боковой зазор в конической паре, который должен быть в пределах 0,20...0,35 мм, и правильность пятна контакта. При необходимости удалить наиболее тонкую регулировочную прокладку под стаканом подшипников;
  • застопорить гайки подшипников и гайку фланца;
  • установить межколесный дифференциал, отрегулировав предварительный натяг подшипников затяжкой регулировочных гаек 15 так, чтобы расстояние между крышками подшипников увеличилось на 0,1.. .0,15 мм;
  • собрать главные передачи и мосты, обеспечив герметичность всех фланцевых и болтовых соединений, имеющих выход в полости, в которые заливается масло, анаэробным герметиком Локтайт 518 или УН-25.

Для смазывания подшипниковых узлов в картере главной передачи имеются маслосборники, из которых масло по отверстиям в стенках картера и крышках поступает к подшипникам.

Таблица 63.

Обозначение комплекта Толщина пакета шайб, мм
5320-2402188 3,10...3,12
5320-2402189 3,15...3,17
5320-2402190 3,25...3,27
5320-2402191 3,35...3,37
5320-2402192 3,45...3,47
5320-2402193 3,55...3,64
5320-2402194 3,65...3,67
5320-2402195 3,70...3,72

Таблица 64.

Обозначение комплекта Толщина пакета шайб, мм
5320-2402088 6,20...6,22
5320-2402089 6,25...6,27
5320-2402090 6,35...6,37
5320-2402091 6,45...6,47
5320-2402092 6,55...6,57
5320-2402093 6,65...6,67
5320-2402094 6,75...6,77
5320-2402095 6,80...6,82